Как побеждать

Проблема тривиализации

Тривиализация существует повсюду. Сталкиваясь со сложной задачей, некоторые люди прибегают к тривиальным решениям: «Нам всего лишь нужно улучшить коммуникацию / найти нужный талант / задействовать здравый смысл!» Но такие «решения» никогда не бывают тривиальными с точки зрения реализации (а как улучшить коммуникацию и привлечь нужный талант, и почему здравый смысл не так распространен?), потому что тривиализация — это не способ нахождения решения.

Тривиализация — это способ уменьшить тревогу, которую испытывают люди, сталкиваясь со сложными проблемами, через создание иллюзии определенности. Вы наверняка слышали от руководителей: «Это не высшая математика! Нам просто нужно сделать А, Б и В». И когда такие тривиальные решения терпят неудачу, руководители обвиняют людей в неспособности выполнять решения и снова восклицают: «Нам просто нужны более способные сотрудники, ведь это не высшая математика!».

Тривиализация препятствует выполнению нами работы, необходимой для решения сложных задач, начиная с честного признания того, что «мы не знаем», и заканчивая смелостью заявить, что «мы собираемся выяснить», экспериментируя и изучая. К сожалению, многие руководители обращаются за ответами к другим. И те, в свою очередь, так же восклицают: «Это не высшая математика — нужно просто делать то, что я вам советую!».

Одно из «решений» — лучше обучать руководителей — также является примером тривиализации, поскольку современные подходы к обучению и развитию руководства несовершенны. Они забирают руководителей с рабочих мест (и из команд), помещают их в искусственную среду, обучают теории, основанной на вчерашних лучших практиках, а затем ожидают, что те вернутся и применят то, что только что узнали, практически в отсутствии последующей поддержки.

Управление заключается в том, чтобы сделать команду чем-то большим, чем всего лишь суммой ее составляющих — не просто группой отдельных сотрудников, а настоящей командой, работающей над достижением общей цели и осознающей, что для этого они нуждаются друг в друге. Таким образом, мы не можем развить эффективное руководство, сосредоточившись только на одном руководителе. Мы должны развивать руководителей и команды вместе, во время их работы над достижением общих целей.

Нам не нужно обучать каждого члена команды для роли руководителя (нужно обучать людей тому, чтобы продолжали развиваться их технические навыки, необходимые команде), но мы должны показать им, как они могут стать чем-то большим, чем просто сумма составляющих команды, и что это роль руководителя. Подумайте о менеджере футбольной команды — он не забивает голы сам, он помогает команде преуспеть в забивании голов.

Чтобы объяснить это, обратимся к человеческому мозгу, который состоит из 90 миллиардов мозговых клеток. Каждая отдельная клетка ничем не примечательна, но, когда между ними возникает связь, появляется человеческое сознание. Мы все еще до конца не уверены в том, что такое сознание, но мы знаем, что оно возникает из таких взаимодействий, потому что, когда наши мозговые клетки перестают коммуницировать, мы теряем сознание и нашу способность адаптироваться и действовать.

И точно так же, как сознание возникает из взаимодействия между клетками мозга, культура вашей организации возникает из взаимодействия между вашими людьми — именно это помогает вам адаптироваться. Поэтому не тривиализируйте развитие руководства — не пытайтесь создать супергероев, которые делают всё, вместо этого помогите им и их командам лучше взаимодействовать, чтобы они смогли лучше решать стоящие перед ними задачи.

https://wardleymaps.ru
Адаптивное руководство