Как побеждать

Предстоит ли большая коррекция IT?

Двадцать лет назад IT отдел выглядел как странный, маленький, скрытый от других и населенный нелюдимыми сотрудниками, сидевшими среди груд наполовину собранных компьютеров и деталей. Визит с целью задать технический вопрос часто оказывался настолько тревожным (как для бизнесменов, так и для IT-специалистов), что многие IT-отделы создавали колл-центры для удаленного оказания внутренней поддержки, так, чтобы обеим сторонам не нужно было встречаться.

Затем произошла метаморфоза. IT превратился в движущую силу бизнеса, который, в свою очередь, начал перенимать IT-методы (например, Agile) и потратил миллионы на цифровую трансформацию. Эта трансмутация настолько серьёзна, что сегодня легче научить бизнесу IT-специалистов, чем научить IT навыкам деловых людей. «Месть ботаников» завершена. Но так ли это?

Одна вещь, которой нас точно научил наш короткий 21-й век, заключается в том, что ситуации изменяются очень быстро. Поэтому несмотря на то, что заявление, которое я собираюсь сделать, может показаться вам совершенно неоправданным, или даже безумным, поскольку оно идет вразрез со всем, что мы думаем, что знаем сегодня, — все, о чем я прошу — это подумать над ним минуту, прежде чем отвергнуть: IT вот-вот подвергнется серьезной коррекции.

Объясню.

Четвертая промышленная революция, происходящая в настоящее время (искусственный интеллект, робототехника, интернет вещей, 3D-печать), связана не только с технологиями. Речь идет также о новых потребностях клиентов и новых методах ведения бизнеса, которые появляются для более эффективного удовлетворения этих потребностей. Но мы достигли точки, когда технологии и люди взаимодействуют на стольких уровнях, что это создает уникальные проблемы, которые мы должны срочно научиться решать.

Руководители должны выйти за рамки традиционных подходов «управления и контроля» и научиться раскрывать способности своих команд к решению проблем, чтобы те могли использовать новые возможности технологий. Но технологии также несут в себе угрозы. Сложность технологий означает, что они выходят за границы нашей способности к их эффективному управлению, но многие руководители сосредотачиваются лишь на том, как бы быстрее внедрить техно-новшества.

Мы не должны забывать, что используем технологии с определённой целью — для управления информацией (IT действительно расшифровывается как «информационные технологии»). Но информация всегда о чём-то — о потребностях людей (клиентов и других пользователей) и продуктах или услугах, которые мы разрабатываем для удовлетворения этих потребностей. Это то, о чем многие организации забыли в своей одержимости цифровыми преобразованиями.

Сто лет назад самый известный русский, о котором большинство россиян никогда не слышали, критиковал чрезмерное внимание нашей страны к «прорывным технологиям» и широко распространенное убеждение, что «каждая проблема является чисто технической».[1] Именно поэтому, утверждал он, «российские инженеры не готовы иметь дело с конкурентным миром и что российские технологии не могут конкурировать на мировом рынке».[2]

Петр Пальчинский (русский, о котором идет речь) настаивал на большем внимании к людям и идеям о том, как использовать технологии в качестве инструмента для решения реальных жизненных проблем. И 100 лет спустя его слова все еще актуальны. Мы должны остерегаться быть ослепленными технологиями или забывать, для чего они нужны, потому что, когда у всех есть одна и та же технология, технология сама по себе не может быть источником конкурентного преимущества.

Некоторые организации признают это и адаптируются. Они понимают, что технологии (включая ИИ) становятся товаром (коммодити), который трудно дифференцировать, и что через несколько коротких лет организации, пытающиеся привлечь клиентов рекламой использования ИИ (инструмента), будут так же нелепы, как сегодня организации, пытающиеся привлечь клиентов рекламой использования компьютеров или электричества (других инструментов).

Успех приходит от того, как мы используем инструменты, чтобы удовлетворить потребности пользователей лучше, чем конкуренты.

За возможным исключением отраслей промышленного производства (по крайней мере, в краткосрочной перспективе), простые в использовании и дешевые в развертывании технологии будут все больше находиться в руках людей. Поэтому в будущем организации будут меньше зацикливаться на используемых технологиях точно так же, как IT-отделы десять лет назад перестали зацикливаться на мобильных устройствах или веб-сайтах.

Успех будет зависеть от того, насколько хорошо мы управляем «людьми (сотрудниками и клиентами) с помощью технологий», а не от самих технологий. Успешные организации адаптируются к этому сегодня — а ваша? Если нет, и вы хотите получить больше информации о том, как вы можете привести свой бизнес к успеху в условиях Четвертой промышленной революции, подпишитесь на мой бесплатный блог здесь или посетите wardleymaps.ru.

#Adapt #HR #Principles

1. Он раскритиковал чрезмерное внимание правительства к «прорывным технологиям» и язвительно отметил, что «выпускники российских инженерных вузов считают, что каждая проблема является чисто технической, и они предполагают, что любое решение, включающее новейшие научные достижения, является лучшим решением»

2. «Призрак казненного инженера» (1993) Лорен Р. Грэхем
Как управлять организацией с лёгкостью